Воспоминания о сортировочно-эвакуационном госпитале 290. К выставке «Медики в годы Великой Отечественной войны». Часть 6 — Блог Исторического музея

Воспоминания о сортировочно-эвакуационном госпитале 290. К выставке «Медики в годы Великой Отечественной войны». Часть 6

КАРП ГРИЩЕНКОВ. «НЕМЕЦКАЯ ПУЛЯ В МОЗЖЕЧКЕ»

«Операции врача Грищенкова» статья под таким названием была опубликована во время войны. Не указан автор, вероятно, из цензурных соображений. Затем она была перепечатана в газете «Красная звезда» (15 июля 1948 года).

Сопоставив факты, можно предположить, что военный корреспондент рассказал о врачебном чудодействе Карпа Грищенкова в 1942 году, и их встреча состоялась в Москве.

«ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 14 июля (От нашего спец.корр.). За время отечественной войны военврач 2-го ранга Грищенков спас не одну сотню фронтовиков, получивших ранения в череп и лицо. Грищенков широко применяет новейшие методы лечения.

Не так давно в госпиталь доставили в тяжёлом состоянии младшего лейтенанта Паршина. У него было обнаружено слепое пулевое ранение сосцевидного отростка, сильное разрушение затылочной и височной костей и выбухание мозга в рану.

Два с половиной часа Грищенков не отходил от операционного стола. Он удалил все костные осколки, извлёк из мозжечка (малого мозга) пулю немецкого автомата, наложил швы. В дополнение к этому была применена сульфидино-терапия. Результаты лечения не замедлили сказаться. Теперь самочувствие его хорошее.

Спустя некоторое время произошёл ещё более разительный случай. В нейрохирургическое отделение поступил красноармеец, получивший несколько осколочных ранений. У него было оторвано ухо, вытек глаз и разрушена левая половина лицевого скелета.

Раненый потерял много крови. Когда его положили на операционный стол, у него не прощупывался пульс и не работали дыхательные органы, всё тело покрылось предсмертной синевой. Казалось, всё кончено. Но Грищенков вернул раненому жизнь.

Сложная операция была произведена бойцу Пугаеву, раненному в череп. Пугаев попал в окружение. В течение трёх месяцев колхозники прятали его от немцев. Но вот Красная Армия освободила селение, в котором он находился, Раненого отправили в госпиталь. К этому времени у него образовалось гнойное расплавление костей. Благодаря искусству хирурга раненому удалось спасти жизнь, В настоящее время Пугаев выздоравливает».

Рассматриваю копию фотографии, сделанной в 1942 году. На фото три человека: врач, медицинская сестра и раненый. На обороте снимка написано: «Военврач 2-го ранга Грищенков Карп Яковлевич осматривает раненного в ухо».

Не осматривает, а скорее, промывает ухо, так как в руках врача большой шприц, и он вставил его в ухо пациента. Видно, что раненому больно. На его лице гримаса; он закрыл глаза. Молодой мужчина коротко стрижен, у него усы.

Карп Грищенков здесь тоже молод. Он в белом халате и шапочке. На голове специфический для отоларингологов прибор с подсветкой, с помощью которого они могут осматривать внутренность ушей.

В одном из «Боевых листков», которые готовил Совет ветеранов госпиталя к каждой встрече в День Победы, помещен небольшой рассказ «Из воспоминаний начальника ЛОР-отделения, подполковника медицинской службы К. Я. Грищенкова»:

«Я пришёл в СЭГ 290 в ноябре 1941 года. Оборона Москвы. Беспрерывный поток раненых. Окна в помещении, где мы работали (в Лефортово), были наглухо замаскированы. Маскировка не снималась и днём.

Работали при круглосуточном электроосвещении, не выходя на улицу и не зная, что там сейчас — день или ночь. Так напряжённо я проработал два месяца. Когда мне пришлось идти на консультацию раненых в другой корпус, и я вышел на улицу, то был ошеломлён видом неба, блестящим снегом и большим количеством людей в шинелях, идущих по двору.

Это сильное ощущение радости от вида белого света у меня сохранилось на всю жизнь».

О его послевоенной работе известно мало. В белорусском городе Бобруйске, куда был переведён после окончания войны СЭГ 290, осталось 20 «сэговцев». Среди них был и К. Я. Грищенков.

Можно с уверенностью сказать, что пока у Карпа Яковлевича были силы, он служил отоларингологом в госпитале; как и в годы войны, делал тонкие, уникальные операции.

Об активности его можно судить и по работе в Совете ветеранов СЭГа 290. Расстояния между Москвой и Бобруйском не были для него помехой.

Есть анкета Карпа Яковлевича Грищенкова, заполненная им 11 марта 1966 года.

Родился в 1906 году. Член КПСС.

До войны окончил медицинский вуз. Специальность: врач-отоларинголог,

В СЭГе 290 был начальником отделения ЛОР; майор медицинской службы.

Место жительства после войны: г, Бобруйск; место работы: военный госпиталь (в/ч 22413); должность — начальник отделения.

Три научных работы. Общественная деятельность: член партбюро, депутат Городского совета.

Награды: Два Ордена Красной Звезды; Орден Отечественной войны 2-й степени; медаль «За боевые заслуги» и «целый ряд других медалей». Женат. Двое детей, один внук.